«Эконом-тур» на Skoda Yeti: цель – 4 л/100 км

Мероприятие было организовано компанией «Легион-Моторс» для всех «шкодоводов», и приехало 25 автомобилей, включая Skoda Fabia, Octavia, Yeti и даже Felicia 1992 года выпуска.

Мы участвовали на Yeti 1.2 TSI с роботизированной коробкой передач DSG и были настроены серьезно – пусть Yeti крупнее и тяжелее «Фабий», зато у него современный турбомотор и семиступенчатая коробка передач. К тому же победитель определялся с учетом массы автомобиля.

«Эконом-тур» на Skoda Yeti: цель – 4 л/100 км

Соорганизатором «Шкода Эконом Тура» стала компания «Оптан», отвечавшая за контроль расхода топлива. Технология такая: перед стартом баки автомобилей заправлялись под завязку бензином АИ-95 «оптановской» марки Jet, а после финиша измерялось количество топлива, необходимое для налива до первоначального уровня.

Маршрут не был фиксированным: стартуя от заправки «Оптан» напротив детской областной больницы участники обязаны были посетить четыре контрольные точки в Казанцево, Есаульском, Кременкуле и Полетаево. На каждом пункте «шкодоводов» ждали несложные задания, вроде проезда змейки задним ходом с закрытыми глазами или поиска секретных кодов в пролетах старого цеха. Соответственно, отыграться можно было в том числе за счет грамотного выбора маршрута или призовых баллов.

Паспортный расход Skoda Yeti 1.2 составляет 5,9 л/100 км для загородного цикла и 6,6 л/100 км для смешанного. Мы же поставили себе цель приблизиться к 4 л/100 км. Цель амбициозная, но чем черт не шутит...

Потащились

Итак, на 110 км нам отводилось три часа. С учетом выезда из города и потери времени на контрольных точках мы решили держать порядка 60-70 км/час на трассе. Замечу, что расчет оправдался, и дистанцию мы покрыли за 2 часа 53 минуты, показав среднюю скорость 39 км/час.

За счет чего экономили? В городе держались правых рядов, стараясь попадать в «зеленую» волну, плюс глушили мотор на светофорах, если время предполагаемого ожидания превышало минуту. Коробка DSG, кстати, заточена под экономичные круизы и при спокойной езде увлекается повышенными ступенями: 60 км/час – это седьмая передача. Порой мотор тянет на 1100-1300 об./мин., но даже такой издевательский режим дается ему без видимых трудностей.

Правда, выезд из Челябинска в сторону Екатеринбурга оказались весьма нагруженным, так что, несмотря на все ухищрения, первые километры «обошлись» нам в 8 л/100 км. Много, очень много!

На трассе включили круиз-контроль: знаю по опыту предыдущих поездок, что он позволяет экономить до литра на 100 км. Почему? Потому что ехать с постоянной скоростью «вручную» не так и просто: педаль газа все равно погуливает, и это приводит к небольшому перерасходу.

«Эконом-тур» на Skoda Yeti: цель – 4 л/100 км

От Казанцево до Есаульского решили проехать через Рощино, и, возможно, погорячились: во-первых, слегка заблудились, во-вторых, угодили на жуткий проселок в районе Ужовки, который уронил среднюю скорость да и топлива не сэкономил: едешь внатяг, DSG играет сцеплениями, то и дело крутишь руль (а он с усилителем), плюс расход топлива растет из-за старорусского профиля дороги. Полагаю, небольшой крюк по ровной трассе окупился бы.

Уже к середине пути стало ясно, что надежды разменять 4 л/100 км наивны. Чем дольше мы ехали по трассе, тем больше падал средний расход, но к финишу он лишь коснулся отметки 6,2 л/100 км.

Анализируем результаты

Впрочем, это вполне соответствует паспортным данным для Yeti (см. выше). Другое дело, данные эти во многом условны: их получают на роликовых стендах в стандартизованных европейских циклах (ECE15 – город, и EUDC – трасса). Например, при эмуляции трассы режим движения таков: средняя скорость – 62,6 км/час, максимальная – 120 км/час, тест длится 400 секунд. Городской европейский цикл – это 2,5 мили со средней скоростью 18,7 км/час и максимальной – 50 км/час. Средний расход топлива вычисляется по формуле на основе двух предыдущих расчетов.

Наши надежды на 4 л/100 км были связаны с более низкой средней скоростью, чем в европейских циклах (напомню, мы показали 39 км/час), но увы.

«Эконом-тур» на Skoda Yeti: цель – 4 л/100 км

С другой стороны, это объяснимо. Например, мы ехали вчетвером и с полным баком, а это плюс 300 кг к 1400 кг снаряженной массы «роботизированного» Yeti 1.2. Европейские испытания проводятся на идеальной дороге, если таковой считать роликовый стенд, а мы ехали по дорогам реальным и отнюдь не самым ровным: так, на перегонах между деревнями из-за рытвин приходилось травить по чуть-чуть, чтобы не повредить бампер. А еще был городской участок со средней скоростью 8 км/час... Не последнюю роль сыграла и необкатанность мотора – его пробег на начало теста был менее 900 км.

Пусть вас не смущает смехотворный объем «шкодовского» движка – это совсем не те 1.2 литра, к которым мы привыкли. В очередной раз убедился, что наддув с давлением 1,6 бара и скорострельная коробка превращают их в могучую силу: ускорения напористые, веселящие на любой разрешенной скорости. По абсолютной динамике Yeti сопоставим с более «объемистыми» конкурентами, к примеру, в разгоне до 100 км/час роботизированный Yeti 1.2 показывает абсолютно идентичный результат со 115-сильным Nissan Qashqai, у которого 1,6-литровый мотор и «механика». При этом мотор Yeti отзывчивее на низах, так что управлять разгоном достаточно удобно – крутящий момент остается постоянным в диапазоне 1500-4000 об/мин.

Моторы Volkswagen Audi Group

В моторах группы VW можно запутаться. Так, на Skoda Fabia и VW Polo в некоторых странах устанавливается 1,2-литровый трехцилиндровый двигатель мощностью 54-69 л.с., однако к двигателю «нашего» Yeti он не имеет никакого отношения.

Мотор 1.2 TSI – это современный четырехцилиндровый мотор с непосредственным впрыском топлива в цилиндры и турбонаддувом. Показательно, что несмотря на значительно большую форсировку, он имеет такую же степень сжатия, что и трехцилиндровый агрегат – 10,5 единицы. Двигатель выпускается в двух вариантах форсировки – 86 л.с. и 105 л.с. и устанавливается почти на все модели VAG B-класса и C-класса, включая Polo, Golf, Octavia, Fabia, Yeti, Audi A1.

Литеру «T» в индексе мотора некоторые ошибочно принимают за слово Twin, считая, что он оснащен двойным наддувом. На самом деле «T» означает просто трубонаддув, но в линейке Volkswagen действительно есть 1,4-литровый мотор с приводным механическим нагнетателем, турбиной и интеркулером (1.4 TSI). Нагнетатель Eaton Roots «дует» на низких оборотах, а затем отключается электромагнитным сцеплением, передавая эстафету турбокомпрессору KKK. Такая схема позволяет уже при 1500 об/мин выдавать давление наддува 2,5 бара и крутящий момент под 240 Н*м, которые остаются постоянными до самых «верхов». Двухнаддувный мотор выпускается в нескольких вариантах мощностью 140-180 л.с., и в России больше всего известен как двигатель для VW Tiguan. Скоро получит его и Skoda на модели Fabia RS. Кроме того, 1,4-литровый мотор имеет более простой турбовариант мощностью 122-125 л.с. Мы испытывали его на Skoda Octavia, и его возможности показались поразительными.

Форматно!

Сам по себе формат мероприятия понравился и нам, и тем участникам, с кем удалось пообщаться. Фактически это мини-квест, где перед командой стоят три задачи: разгадать все контрольные точки, не выбиться из графика и сэкономить побольше топлива. Иногда эти задачи исключат друг друга: три часа на исходе, гнать во весь опор нельзя, а тут еще дорога уходит куда-то не туда... Каждый дополнительный км/час средней скорости – это примерно 0,1 л/ 100 км к среднему расходу, каждый лишний километр – это 60 мл топлива. Веселее всех, конечно, водителю, но и остальная команда не скучает, ведь нужно «штурманить», а на контрольных точках есть возможность размять ноги. Помножьте это на хорошую погоду и классную атмосферу: «шкодоводы» – люди веселые.

Сам по себе принцип ограничения расхода топлива весьма удобен для квестов – это отличный способ ограничивать прыть отчаянных участников, причем не только вблизи контрольных точек, как бывает во время штурманских ралли, а на всей дистанции.

Меньше всего топлива потратила Skoda Fabia 1.2 (60 л.с.) экипажа «Красная стрела»: 2,65 литра (измерения компании «Оптан»). Однако абсолютный победитель определялся с учетом массы автомобиля по специальной формуле, и им стал владелец Skoda Yeti 1.8 Артем Калиновский, получивший LED-телевизор. Наши поздравления!



 

 Благодарим компанию «Легион-Моторс» за помощь в подготовке материала.