Кто «заказал» Volkswagen?

А произошло вот что: еще в прошлом году Международный совет экологического транспорта (International Council for Clean Transportation) в США обнаружил, что некоторые автомобили Volkswagen дают гораздо более грязные выхлопы, чем предписано нормативами. В ряде случаев содержание токсичных окислов азота у практически новых машин превышало американские стандарты в 40 раз. VW тогда заявил, что дело в мелких технических глюках и нестандартных условиях эксплуатации, однако случай привлек внимание EPA – американского Министерства экологии.

Попутно возник вопрос, как Volkswagen прошел необходимые сертификационные процедуры. И тут выяснилось самое интересное: по данным EPA, концерн использовал блоки управления двигателем, которые «чувствовали», что автомобиль участвует в тестовом цикле. Это на самом деле не так сложно, потому что режимы испытания при тестах на экологичность стандартизованы. В этот момент компьютер включал режим повышенной экологичности, тогда как при обычной эксплуатации двигатель работал по «грязной» программе.

Речь идет о 500 тысячах Jetta, Beetle, Golf, Passat и Audi A3 с дизелями EA189, выпущенных в 2009-2015 годах. Уже в шлейфе первого скандала на горизонте замаячил второй: быстро выяснилось, что такой же блок управления используют 11 млн автомобилей, поэтому проблема нарастает как снежный ком. Отголоски поползли по всей Европе: так, журнал Auto Bild заявил, что выхлопы некоторых моторов BMW также содержали ненормативное количество вредных веществ. Акции компании поползли вниз, хотя BMW, в отличие от VW, сразу заявила об отсутствии манипуляций с тестовыми процедурами (авторы Auto Bild также не связали превышение выбросов с мошенничеством).

Этот внезапный скандал порождает много вопросов, и первый из них – зачем солидная компания пошла на такой, мягко говоря, неоднозначный шаг? Провокатором, видимо, послужили строгие калифорнийские нормативы на выхлоп. Скажем, выбросы окислов азота должны быть не более 0,03 г/км, тогда как самый строгий европейский стандарт «Евро-6» разрешает до 0,08 г/км. До 2014 года и вовсе лимит был на уровне 0,18 г/км («Евро-5») – в шесть раз мягче калифорнийского.

Уточним попутно, что выбросы окислов азота (NOx) характерны для дизелей и возникают в основном на режимах полных нагрузок, когда температуры в цилиндре максимальны. Ограничение выбросов NOx требует мер, из-за которых субъективно дизель может казаться «туповатым». Видимо, с помощью хитроумного плана Volkswagen хотел примирить требования экологов и маркетологов.

Тем не менее заговор раскрыт, и удар пришелся в болевую точку. Для нас, россиян, не очень понятен возникший ажиотаж, потому что на экологию мы смотрим сквозь пальцы. Количество NOx в выхлопных газах VW нас мало волнует, пока по дорогам ездят «раритеты», которые выбрасывают всякую дрянь в безлимитном режиме. Тем более здесь, в Челябинске, выхлопы автомобилей мешает разглядеть смог от заводов, который периодически доминирует в обонятельном меню горожан.

В западных же странах борьба за экологию приобрела характер обсессивно-компульсивного расстройства, и тот же Volkswagen активно продвигал свои дизели в США как моторы с высочайшим уровнем экологичности. В отличие от многих производителей, VW не стал делать ставку на модные нынче гибриды, считая дизели более прагматичной альтернативой для сложных и дорогих гибридов.

При этом в США отношение к дизелям было прохладным, и VW пришлось несколько лет убеждать американцев, что двигатели на тяжелом топливе больше не чадят и не тарахтят, а в использовании гораздо приятнее бензиновых. Теперь же выясняется, что вся хваленая экологичность была лишь на бумаге, и для озабоченных здоровьем себя и планеты (но больше все-таки себя) американцев это дурной знак.

Таким образом, имеем целую череду драматических последствия для Volkswagen, начиная от прямых финансовых потерь (в том числе на отзывную кампанию) и заканчивая утратой доверия западных потребителей.

Далее выскажу личное мнение, которое не могу подкрепить фактами, поэтому прошу рассматривать критически.

Меня лично не покидает ощущение, что масштаб скандала получился на пару порядков больше, чем сама проблема. Нет, я не оправдываю читерство, и за него VW должен понести какое-то наказание. Так, американские ведомства в свое время обвиняли Toyota и GM в поздней реакции на проблемы, которые привели к гибели людей (западающая педаль и бракованный замок зажигания соответственно). Обеим компания впаяли штрафы порядка $1 млрд, что уже немало, но все-таки не вынуждает идти на биржевую паперть. И тем не менее на тот момент это были рекордные штрафы для автоиндустрии.

VW сейчас грозит наказание несопоставимо большего масштаба, которое может остановить доминирование концерна на мировой арене. При этом, если уж на то пошло, даже превышение выбросов NOx в 40 раз относительно строгих калифорнийских норм не превратило дизели VW в убийц всего живого. Тем более американский автопарк... кхм... далеко не мечта зеленых европараноиков: так, тройка самых продаваемых автомобилей в США – это пикапы размером чуть меньше «газели». Я не пытаюсь оправдать VW, но ущерб для экологии США и планеты вряд ли был фатален и привел к чьей-то гибели.

Между тем VW последнее время был в ударе: он дальше всех продвинулся во внедрении принципа платформ, который сулил ему техническое превосходство в будущем. Он входит в топ-3 крупнейших производителей в мире. Он проводил весьма успешную кампанию по завоеванию американского и китайского рынков. VW – это не только автомобили одноименного бренда, но и SKODA, Seat, Audi, Porsche, Bentley, Lamborghini, Bugatti, Ducati, MAN... Volkswagen – это сотни поставщиков и специализированных компаний во всем мире (в том числе в России).

Кому выгодны проблемы VW? Например, его соседям по топ-3 в общемировом рейтинге продаж – Toyota и General Motors, а также Ford и Chrysler, которые конкурируют с ним и в США, и в Европе. Является ли этот скандал «заказом» американских производителей? Сложно сказать. Но очевидно, что какова бы ни была роль американских корпораций в этом скандале, они потирают руки от удовольствия.

Впрочем, можно посмотреть на вещи шире. Удар по VW уже отрикошетил по большинству европейских автопроизводителей и уронил акции компаний-поставщиков. Удар по VW – это удар по Германии, для которой автопром и экспорт машиностроительной продукции являются ключевыми отраслями. Удар по VW в конечном итоге – это удар по всей Европе, за которую сегодня и так тревожно из-за наплыва мигрантов, сепаратистских настроений в Британии, греческого кризиса и решительного стремления Каталонии выйти из состава Испании.

Теперь будущее VW зависит от решения американских чиновников. Это как бы наводит на мысли, что США получили неплохой рычаг воздействия на Германию и Европу в целом. Скандал можно раздувать или спустить на тормозах, успокоив публику, например, тем, что все компании так или иначе «оптимизируют» автомобили для прохождения экологических тестов.

Нет, я не думаю, что ситуация была запрограммирована и злые американские шпионы внедрились в VW, чтобы испортить компании репутацию. Вероятно, VW подставился сам в погоне за сверхмечтой о доминировании в автомобильном мире. Другое дело, что этот промах станет этаким стоп-краном, за который в любой момент может дернуть тот, в чьей это власти.