Разберемся.

Для начала не путайте квадрициклы с квадроциклами. Общее у них – количество колес и наличие двигателя, но предназначены они для разных целей. Квадроциклы – это мотовездеходы для движения по бездорожью. Право на их управление подтверждается удостоверением тракториста, и к подкатегории «В1» в водительском удостоверении этот транспорт не имеет никакого отношения.

По определению квадрициклы – четырехколесные транспортные средства, иные, чем «легкие квадрициклы», масса которых без нагрузки не превышает 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

Ранее вместо этого термина применялся термин «мотоколяска». Классический пример приведен в фильме «Операция Ы и другие приключения Шурика», где троица Вицин – Никулин – Моргунов разъезжает на мотоколяске для инвалидов.

В настоящее время квадрициклы набирают популярность. Маленькие, комфортные, экономичные – они отличная замена автомобилю в условиях города при поездках на небольшие расстояния.

Слышал звон, да не знаешь, где он

Упомянутые в определении «легкие квадрициклы» попадают в категорию мопедов – они имеют двигатель менее 50 см3 и не ездят быстрее 50 км/ч.

Квадрициклы и трициклы имеют два типа руля: автомобильный и мотоциклетный. Для их обозначения в графе «Особые отметки» применяются сокращения «AS» и «MS».

Если у вас открыта только категория «В», то при замене удостоверения в графе «Особые отметки» напротив подкатегории «В1» укажут автомобильный руль – «AS».

Если у вас открыта только категория «A» (мотоциклы), то при замене удостоверения в графе «Особые отметки» укажут мотоциклетный руль – «МS».

Если у вас открыты обе категории «А» и «В», то в графе «Особые отметки» ничего не укажут.

Почему при замене водительского удостоверения категория «М» (мопеды) вдруг оказывается закрытой? По телевидению и радио, с экранов мониторов и с полос газет вещают, что для управления мопедами достаточно любой категории в правах!

Достаточно. Но для управления мопедом, как для управления транспортом любой другой категории, нужно подтверждение медиков, что медицинских противопоказаний нет. Когда пойдете проходить врачебную комиссию перед заменой водительского удостоверения, попросите, чтобы в справке указали, что вы годны для управления мотоциклами, и тогда для открытия категории «М» препятствий не будет.

Хотя я лично категорически против открытия категории «М» для всех. Дело в том, что в ПДД для водителей мопедов указаны свои особые правила, которые мало кто знает. У нас большинство водителей ездят интуитивно, по наитию, по принципу «как все, так и я», либо руководствуясь обычной логикой, что в итоге превращается в убеждение «правил я не знаю, но их соблюдаю». Как раз в отношении мопедов такой подход не срабатывает на 100%. И чтобы не попасть в ДТП или под раздачу ГАИ, прежде чем сесть за руль мопеда, необходимо ПДД все-таки прочитать.

Например, на многополосных дорогах и на дорогах с трамвайными путями посередине водителям мопедов запрещен маневр поворота налево и разворота – красные стрелки на рисунке. Другими словами, чтобы повернуть налево, исключая маневр, необходимо, не покидая края проезжей части, последовательно пересечь дороги под прямым углом – желтые стрелки на рисунке.

Слышал звон, да не знаешь, где он

Это, в частности, означает, что на регулируемом перекрестке за один цикл зеленого сигнала светофора сразу повернуть налево водителю мопеда не разрешается.

Другой пример. Водителям мопедов разрешается двигаться по обочинам, но с оговоркой: они не должны мешать пешеходам, которые также идут по обочине.

Попутно разъясню и вопрос, какими прицепами разрешается управлять с категорией «В»? Читаем закон «О БДД» и видим, что категория «B» разрешает управлять автомобилями, сцепленными с прицепом:

  • разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов.

Большинство прицепов к легковому автомобилю имеет разрешенную максимальную массу как раз не более 750 кг, и открывать дополнительную категорию «BE» для управления им необходимости нет. Только если вы выходите за рамки указанных ограничений при управлении легковым автомобилем или грузовиком до 3,5 тонн включительно, то только тогда требуется открывать категорию «ВЕ».

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.