¬ —амарской области в крупной аварии на трассе ћ-5 с участием фуры из „ел€бинской области погибли п€ть человек, в том числе трое детей. Ќо даже запись момента происшестви€ не даЄт €сного ответа, что же всЄ-таки произошло — была ли это банальна€ попытка обгона или нечто иное? ћы обратились за комментарием к автомобильным экспертам, по мнению которых, речь не идЄт о чрезмерной самоуверенности водител€ минивэна Toyota.

ћикроавтобус Toyota Lite и автопоезд Volvo из „ел€бинской области столкнулись на трассе ћ-5 между ”фой и —амарой в »саклинском районе. ¬се пассажиры микроавтобуса, включа€ детей, погибли. ¬ыжил лишь водитель, которого, с большой веро€тностью, признают виновником аварии. Ќесмотр€ на тюменские номера «“ойоты», в ней ехала семь€ из “алицы (—вердловска€ область). ¬ —амаре они купили дом и отправились с друзь€ми обустраиватьс€ в нЄм.

«а несколько секунд до удара микроавтобус вЄл себ€ странно, смеща€сь по дороге, пока наконец не выехал на встречную полосу под фуру. ¬идимость была близка к идеальной, а обгон в любом случае запрещала разметка. „то же спровоцировало аварию?

»горь ѕолицаев, автоюрист:

— ќчевидно, что речь не идЄт о попытке обгона: на видео хорошо видно, что микроавтобус выезжает чуть ли не к левому отбойнику. ѕри таких услови€х видимости не заметить встречную фуру было сложно, поэтому, скорее всего, водитель отвлЄкс€. –аз он ехал с детьми, не думаю, что он был пь€н, но, может быть, говорил по телефону или что-то подобное. Ќе исключено, что он был утомлЄн.  стати, это запрещено пунктом 2.7 ѕƒƒ, хот€ как такового наказани€ за такое правонарушение нет: обычно пункт 2.7 «пристЄгивают» к нарушени€м по пункту 10.1 ѕƒƒ, который предписывает водител€м выбирать скорость, соответствующую услови€м, и тормозить при обнаружении опасности.

ƒмитрий Ћарионов, представитель комитета по защите прав автомобилистов в —вердловской области:

— ѕолагаю, водитель просто заснул. ”жасное, но, к сожалению, типичное происшествие. ћасштабы нашей страны ежедневно провоцируют водителей на экономию времени в поездке путЄм отказа от сна. ќни литрами пьют энергетики, прос€т пассажиров развлекать их и следить за дорогой, открывают окна, включают музыку погромче. Ќо ничто не может заменить несколько часов сна, и он об€зательно возьмЄт своЄ, если эту потребность игнорировать.

—осто€ние утомлени€ очень похоже на состо€ние опь€нени€ — нервна€ система в каждом случае заторможена, мозг не успевает анализировать обстановку во всех детал€х. —осто€ние утомлени€ грозит серьЄзными последстви€ми, даже если водитель ещЄ не начал «клевать носом» в пр€мом смысле слова.

–азумеетс€, виновником будет признан водитель Toyota, который выехал на встречную полосу движени€ в нарушение правил. ”томление или сон стали сопутствующими факторами.

¬ аварии пострадали еще два автомобил€
¬ аварии пострадали еще два автомобил€

Ќиколай ѕопов, автоюрист:

— ¬еро€тнее всего, Toyota — с правым рулЄм. ѕоэтому дл€ совершени€ обгона водитель вынужден выезжать на полосу встречного движени€ очень сильно.  роме того, водитель "“ойоты" нарушил разметку и пересЄк сплошную полосу. ѕо непон€тной причине водитель, име€ возможность увидеть встречное транспортное средство, не возвращаетс€ в свою полосу, а делает небольшое движение рул€ влево и только затем вправо. «десь может быть как человеческий фактор, так и технический, но вина однозначно водител€ микроавтобуса Toyota.

«Ќелепо и трагично»: эксперты проанализировали запись ƒ“ѕ с п€тью жертвами на трассе ћ-5

јнтон Ўишкин, водитель среднетоннажного грузовика:

— Ёто нелепо и трагично. —транное поведение водител€ было заметно ещЄ до аварии, когда он смещалс€ от одного кра€ дороги к другому, а затем выехал на встречную полосу без необходимости: полагаю, он просто заснул или отвлЄкс€. ¬ последний момент он очнулс€ от сигнала встречной фуры и пыталс€ увернутьс€, но было поздно. ѕо опыту такие состо€ни€ случаютс€ у многих водителей в дальних поездках, но большинству просто везЄт проснутьс€ воврем€. —онливость приходит незаметно: поначалу ты как бы «замерзаешь» за рулЄм, начинаешь реже моргать, пропускаешь целые фрагменты дороги. ѕерва€ фаза засыпани€ неразличима даже дл€ сид€щего р€дом пассажира: глаза водител€ открыты, но уже не вид€т. Ќесколько раз € попадал в такое состо€ние и просыпалс€, когда машина была уже на обочине. Ёто очень страшно. Ёто так страшно, что теперь € стараюсь не ездить в состо€нии даже слабой сонливости.

ќт удара фура перевернулась
ќт удара фура перевернулась

Ѕыл ли шанс?

ј всЄ ли правильно сделали другие водители? Ќаши эксперты считают, что последстви€ этого ƒ“ѕ можно было снизить.

ƒмитрий Ћарионов, представитель комитета по защите прав автомобилистов в —вердловской области:

— «адолго до происшестви€ Toyota начала вил€ть, и водители позади могли чуть сократить дистанцию и посигналить — может быть, это бы отрезвило сп€щего, он бы проснулс€ и остановилс€. ’от€, разумеетс€, обвин€ть очевидцев в бездействии нельз€ — формально у них нет об€занности что-то предпринимать.  роме того, водитель грузовика начал торможение слишком поздно: т€гач характерно «присел» всего за секунду до удара, хот€ Toyota ехала по встречке несколько секунд. ≈сли бы водитель фуры начал торможение сразу, как увидел опасность (а этого требуют ѕƒƒ), последстви€ были бы иными.

јнтон Ўишкин, водитель среднетоннажного грузовика:

— Ќа трассах сплошь и р€дом случаютс€ ситуации, когда под теб€ лезет очередной любитель «тесных» обгонов, и приходитс€ начинать торможение или смещатьс€ на обочину: такого лихача можно потом обматерить по рации, но торможение — это рефлекс. Ќа мой взгл€д, водитель фуры или не увидел микроавтобус или решил его «проучить», поэтому тормозил позже, чем мог бы. Ќо € бы воздержалс€ от окончательных оценок, потому что со стороны рассуждать всегда проще. ћои соболезновани€ родственникам погибших.