ѕровал образовалс€ встык с дорожной заплаткой
ѕровал образовалс€ встык с дорожной заплаткой

„ел€бинец летел на своЄм мотоцикле 140 км/час, но не это стало причиной смертельной аварии. ќтветственность за трагедию с байкером на улице Ѕратьев  ашириных должны разделить дорожные службы: к такому выводу пришли эксперты. ќ том, кому грозит уголовна€ стать€, — в материале 74.ru.

ћотоциклист погиб 21 июн€, налетев на провал асфальта в левой полосе улицы Ѕратьев  ашириных на изгибе дороги около „ел√”. ѕо словам очевидцев, байкера начало раскачивать, он вылетел на обочину. ќт полученных травм 34-летний мужчина скончалс€ в больнице.

ќстроту делу придал «возраст» провала: он был обнаружен еще в конце ма€, но до дн€ аварии никак не обозначалс€. —разу после ƒ“ѕ вокруг места установили временные ограждени€, а полноценно, со знаками объезда, опасный участок оцепили лишь через три недели.

1 июн€ машины уже высекали из асфальта искры

”головное дело по «водительской» статье 264 ”  –‘ (нарушение правил дорожного движени€, повлекшее смерть) прекратили в св€зи с гибелью единственного участника — мотоциклиста. 

ѕричина — халатность

‘окус внимани€ следстви€ сместилс€ на дорожные службы.

— ¬ результате автотехнической экспертизы установлена причинно-следственна€ св€зь между ƒ“ѕ и несоответствием дороги √ќ—“у, — объ€снил первый заместитель прокурора города ƒанил Ѕо€ринов. — ¬ этой части материалы выделены в отдельное производство и направлены в —ледственный комитет дл€ проверки в отношении лиц, отвечающих за содержание дорог.

¬ июле на месте аварии работали следователи
¬ июле на месте аварии работали следователи

Ќачальникам дорожных служб могут вменить две статьи ”головного кодекса: халатность (293 ”  –‘) и оказание услуг ненадлежащего качества (238 ”  –‘).  ого именно привлекут, пока не €сно, в зонах ответственности предстоит разобратьс€ следовател€м.

ƒругими словами, уголовное дело будет возбуждено в отношении неустановленных лиц. Ќет ли в этом подвоха? Ќет, это нормальна€ практика.

—кажем, при классических ƒ“ѕ виновником чаще всего €вл€етс€ один из водителей. Ќо найти ответственного за некачественную дорогу сложнее: дл€ этого проводитс€ отдельна€ работа: изучаютс€ должностные инструкции, внутренние документы, договоры, приказы и так далее.

» всЄ-таки сотрудников каких организаций могут привлечь к ответу?

 то крайний

ѕредысторию проблемы нам описали в управлении дорожных работ „ел€бинска. ѕросадка асфальта была обнаружена еще в конце весны, поэтому 24 ма€ специальна€ комисси€ предписала ћ”ѕ ѕќ¬¬ обследовать коммунальные сети под дорогой, а «ёжуралмосту» — выставить ограждени€. ѕо сведени€м наших читателей, ограждений не было до ночи трагедии, но так ли это, достоверно вы€сн€т следователи.

“акие ограждени€ установили после ƒ“ѕ, а капитальные — через три недели
“акие ограждени€ установили после ƒ“ѕ, а капитальные — через три недели

Ќепосредственно перед аварией 19 и 20 июн€ ћ”ѕ ѕќ¬¬ проводило ремонтные работы, после чего провал образовалс€ уже по всей ширине дороги. ѕоэтому фактически интерес представл€ют две организации: ћ”ѕ ѕќ¬¬, отвечающаее за коммунальные сети, и «ёжуралмост» — главный исполнитель дорожных контрактов в регионе.

ёрист Ћев ¬оропаев считает, по выбранным уголовным стать€м можно сделать осторожный вывод, что дела будут возбуждены против сотрудников обеих организаций.

— —мертельные ƒ“ѕ из-за некачественных дорог периодически привод€т к возбуждению дел по статье 109 ”  –‘ «ѕричинение смерти по неосторожности», — объ€сн€ет он. — Ќапример, если дорога была совсем «убитой». Ќо здесь пошли другим путем. я думаю, стать€ 293 ”  –‘ «’алатность» адресована сотрудникам дорожных служб за то, что они не выставили ограждени€ и необходимые знаки после обнаружени€ провала. —тать€ 238 ”  –‘ за оказание услуг, не отвечающих требовани€м безопасности, скорее всего, касаетс€ коммунальщиков, которые допустили его образование.

 стати, несмотр€ на кажущуюс€ м€гкость слова «халатность», стать€ 293 ”  –‘ даже суровей, чем 109 ”  –‘ (смерть по неосторожности): при наличии жертвы максимальный срок лишени€ свободы по первой статье достигает п€ти лет, по второй — до трех лет. —тать€ 238 ”  –‘ еще суровее: может быть назначен срок заключени€ до шести лет.

ѕрецеденты

Ќа пам€ти нашего эксперта уголовных дел за халатность, св€занную с ƒ“ѕ, против дорожников в „ел€бинской области не было.

— Ёто очень редка€ ситуаци€, потому что в большинстве случаев виновным считают одного из водителей, — говорит Ћев ¬оропаев.

Ќо в –оссии прецеденты были, и один из самых громких св€зан с гибелью в прошлом году 14 паломников в «абайкалье, автобус с которыми вылетел в кювет на опасном участке дороги. ѕо версии следстви€, участок не был обозначен, поэтому против должностных лиц возбудили уголовное дело по части 3 статьи 293 ”  –‘.

Ќо не всЄ так просто. ¬от очень похожий случай в ”ль€новске: столкновение двух автомобилей произошло на проспекте, где, по мнению одной стороны, была масштабна€ просадка полотна. “€желые травмы получил водитель автомобил€, а суд первой инстанции признал виновным должное лицо дорожной службы, приговорив его за халатность к двум годам лишени€ свободы. Ќо областной суд ”ль€новской области отменил решение, сославшись на то, что момент образовани€ дефекта не установлен, а об€занность управленца ежедневно осматривать вверенные ему дороги отсутствует. ѕричиной т€жких травм суд посчитал столкновение автомобилей, то есть фактически возложил вину на одного из водителей.

 ак будет в нашем случае, пока не €сно: мы продолжаем следить за ситуацией.

јварии из-за проблем с дорогами случают регул€рно, например, отсутствие знака привело к серьезному ƒ“ѕ под ёжноуральском. ¬ июле чел€бинка на ¬ј«-2115 влетела в рельс безопасности из-за рассыпанного на дороге грави€. Ќо есть и позитивные сдвиги: например, ¬ерховный суд зан€л более критичную позицию к дорожным службам.