Список нарушений, за которые отправляют на штрафстоянку автомобили челябинцев, пополнился ещё одним — остановка под табличкой «Для владельцев парковочных разрешений». Машину женщины забрали с улицы в центре города, где расположены здания силовых ведомств, в том числе погранслужбы ФСБ. Разбираемся, насколько законен сам знак, штраф и перемещение транспорта.

Знаки непривычны и не всегда хорошо видны
Знаки непривычны и не всегда хорошо видны

— Речь о продолжении улицы Васенко в тупике около гостиницы «Малахит», — рассказывает одна из пострадавших Серафима. — Я и мои коллеги на протяжении многих лет парковали свои машины во время рабочего дня, но в пятницу, выйдя с работы, не обнаружили их. Как выяснилось, в пятницу утром на парковке появились странные знаки, часто невидимые за листвой. Штрафа за нарушение таких знаков нет, и ГИБДД его не выписала, поэтому возникает вопрос, на каком основании машины эвакуировали? Кто украл нашу парковку? Теперь клиенты клиники, «Оптик-центра», банка и целого ряда организаций рискуют не найти своих машин — эвакуаторы дежурят постоянно. Мы предполагаем, что парковку забрали сотрудники, работающие в старом кирпичном здании.

Проблемы с парковкой очевидны: до появления знаков машины ставили в два ряда
Проблемы с парковкой очевидны: до появления знаков машины ставили в два ряда

Старое кирпичное здание — особняк купца Хованова 1908 года постройки, где сейчас размешается одно из подразделений областного управления ФСБ. До появления знаков парковка перед особняком Хованова представляла собой сплошной «тетрис», как и все улицы близ Кировки. Неудивительно, что одна из организаций решила проблему радикальным образом. Законно ли?

Табличка «Стоянка только для владельцев парковочных разрешений» 8.9.1 есть в ПДД и применяется совместно с знаком 6.4 «Парковка». Она разрешает стоянку автовладельцам, которые имеют разрешение. Порядок их выдачи определяют местные власти. Они же наделены правом решать, где именно разбить зоны парковки «для своих», но касается это не коммерческих структур, а госучреждений.

Парковочное разрешение крепится в правом нижем углу лобового стекла
Парковочное разрешение крепится в правом нижем углу лобового стекла

Разрешения подписаны председателем комитета по управлению имуществом и земельным отношениям (КУИЗО) администрации Челябинска Сергеем Чигинцевым. 

 — Да, мы выдаём такие разрешения в порядке, который установлен постановлением главы города, — объяснил 74.ru Сергей Чигинцев. — Заявление на выдачу разрешения поступает от руководства организаций. В городе есть несколько структур, которым разрешили такие парковки, например самому КУИЗО.

Порядок организации «спецпарковок» действительно утверждён. Согласно ему, вставать на места под табличкой 8.9.1 могут только автомобили с разрешением на лобовом стекле, выдача которых установлена правовым актом администрации города Челябинска. Последний, кстати, запрещает выписывать разрешения в количестве, превышающем число парковочных мест, то есть стоянка «внахлёст» исключается. На разрешении указан госномер конкретной машины (передавать третьим лицам запрещено), а срок его действия — два года. 

— Наказание за нарушение этих знаков законно, если исключить случаи их самовольной установки, — указал юрист группы «Форлекс» Николай Попов. — В случае сомнений можно попробовать оспорить саму установку знаков, но, думаю, при наличии всех документов и обоснований у городских властей дело это бесперспективное.

В постановлении нет статьи КоАП, которая стала поводом для эвакуацию. За «услугу» Серафима заплатила более 2 000 рублей
В постановлении нет статьи КоАП, которая стала поводом для эвакуацию. За «услугу» Серафима заплатила более 2 000 рублей

Кстати, отсутствие штрафа для Серафимы удивительно: по части 4 статьи 12.16 КоАП за такие нарушения предусмотрен штраф 500 рублей.

Попытки судиться с властями уже были, например, в городе Лесной Свердловской области автовладелец доказывал незаконность штрафа и установки табличек 8.9.1, но проиграл.

А допустима ли эвакуация? Список нарушений, за которые разрешено перемещение, определён статьёй 27.13 КоАП, и упомянутая часть 4 статьи 12.16 КоАП в нём есть. При этом обязательны таблички 8.24 «Работает эвакуатор» — на улице Васенко они установлены.

Поэтому запомните, что такая комбинация знаков практически равносильна запрету остановки для «нерезидентов».

Считаете ли вы допустимым появление в Челябинске парковок только для владельцев разрешений?

Авторизируйтесь,  чтобы проголосовать Опрос завершен Вы успешно проголосовали! Результаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • Да, отличная инициатива
  • Да, если речь о резидентных парковках (для жильцов домов)
  • Нет, территория города — общая
  • Нет, это преференции властей самим себе
К сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосования

— Изначально таблички 8.9.1 стали применяться в зонах платной парковки, чтобы избавить от оплаты жителей близлежащих домов: они используются в Москве, Питере, Екатеринбурге, — рассказал предысторию автоэксперт Юрий Панченко. — В Челябинске до недавнего времени их не было. 

В Москве, например, так называемые «резидентные разрешения на парковку» и зарезервированные для них зоны появились в 2016 году, а в правилах подобную норму прописали годом ранее. В ближайшие три года в Челябинске ожидается появление около 8 тысяч платных паркомест, и тогда, вероятно, потребность в табличка 8.9.1 существенно возрастёт.

Такие таблички носят рекомендательный характер
Такие таблички носят рекомендательный характер

Их не нужно путать с надписями, вроде «Парковка для клиентов фирмы» или «Только для сотрудников» — самодельные таблички юридической силы не имеют, поэтому ни штрафа, ни эвакуации за их «нарушение» не предусмотрено. Незаконны и любые формы самозахвата общедоступных парковок с помощью цепочек, ленточек и столбиков. Конфликты на этой почвы происходят регулярно: так, сотрудник Челябинского металлургического комбината крупно поссорился с руководством, убрав заградительные столбики и оставив автомобиль в придорожном «кармане».

Владельцы фирм часто считают оформленную за их счет парковку своей, но это не всегда так
Владельцы фирм часто считают оформленную за их счет парковку своей, но это не всегда так

Ещё чаще предметом спора становятся парковки коммерческих фирм, которые они обустраивали за свой счёт — хозяева компаний нередко мстят автомобилистам. Но их претензии чаще незаконны — обязанность коммерсантов организовать парковку не даёт прав собственности. Поэтому если участок земли не находится во владении фирмой или конкретным человеком, он должен оставаться общедоступным.

Владелица студии красоты на синей Mazda блокирует жителей дома, вставших на «её» стоянку
Владелица студии красоты на синей Mazda блокирует жителей дома, вставших на «её» стоянку

Другая проблемная зона — дворы. Принцип здесь такой же: если дворовая территория находится в муниципальной собственности, перекрывать въезды и выгонять чужаков нельзя. Чтобы поставить, например, шлагбаум, нужно оформить участок в общую долевую собственность, но сделать это весьма непросто.

Кстати, штрафстоянка в Челябинске переехала на улицу Труда. Активность эвакуаторов после этого возросла.

Знак остановки виден, но существует ли сама остановка?
Знак остановки виден, но существует ли сама остановка?

Расширяется и список нарушений, за которые могут увезти автомобиль. Например, машину Екатерины утащили с улицы Калинина за парковку около знака остановки общественного транспорта. Само нарушение женщина не оспаривает, но, по её словам, никакой остановки в этом месте нет. Не обозначена она и на карте челябинского управления транспорта. Мы передали информацию в ГИБДД, но представители инспекции заявили, что автомобилисты обязаны выполнять требования правил в любом случае. Информацию о фантомном знаке проверяют.

Эвакуаторщики частенько встают в местах, с которых сами же эвакуируют
Эвакуаторщики частенько встают в местах, с которых сами же эвакуируют