Профильный комитет Госдумы одобрил законопроект, который уравнивает смартфон с камерой автоматической фиксации нарушений. Это позволит пешеходам и автомобилистам снимать чужие нарушения и отправлять их в ГИБДД, где оформят постановление в заочном режиме. Утверждён и список нарушений, подходящих для любительской съёмки.

Зафиксировать нарушение можно будет смартфоном или регистратором
Зафиксировать нарушение можно будет смартфоном или регистратором

Суть законопроекта

Самое фундаментальное изменение — в статье 1.5 КоАП «Презумпция невиновности». Теперь она делает исключение не только для автоматических камер, но и персональных устройств (смартфонов, регистраторов), на которых установлено специальное приложение — его разработкой займётся «Ростелеком». Приложение будет интегрировано в портал «Госуслуги», то есть центр фотовидеофиксации нарушений получит данные об авторе видео, а также месте и времени инцидента.

Самые дорогие нарушения «стоят» 5000 рублей — езда по встречной полосе и повторный проезд на красный

Отправить запись нарушения можно и сегодня, но оштрафовать водителя проблематично. По сути, инспектор должен разыскать сидевшего за рулём человека, которым может быть не владелец автомобиля, а затем доказать его причастность к происшествию. На практике сделать это крайне сложно.

Новый законопроект позволит выписывать штрафы на имя владельца транспортного средства, как это происходит в случае с автоматическими камерами.

Какие нарушения можно фиксировать

Список включает 23 пункта, относящихся к девяти автомобильным статьям КоАП.

В него попали нарушения, которые можно определить по визуальным признакам, поэтому превышения скорости или езды в состоянии алкогольного опьянения в перечне нет.

Встав в удачном месте, можно наловить сотню нарушителей в день

Зато вошло большинство статей КоАП, связанных с крайне опасными нарушениями: проезд на запрещающий сигнал светофора, непропуск пешехода, незаконный разворот, поворот или выезд на встречную полосу, вольности на железнодорожных путях, игнорирование знаков, езда в полосах для маршрутного транспорта.

В списке есть и езда по обочинам — штраф 1500 рублей (часть 1 статьи 12.15 КоАП)

Отдельно отметим нарушения, связанные с непредоставлением преимущества другим автомобилям. Хотя подобные маневры частенько провоцируют ДТП, камеры автоматической фиксации их не определяют, а инспекторы штрафуют крайне редко. Запечатлеть такие нарушения смартфоном или регистратором гораздо проще, да и мотивация выше — например, можно наказать водителя, который вас грубо подрезал.

Никто не любит, когда его подрезают и не извиняются


Заступ за стоп-линию и выезд на перекресток при заторе впереди не попали в список нарушений — их теперь выявляют автоматические комплексы.

Авторы законопроекта сделали исключения и для пунктов 1 и 1.1 статьи 12.14 КоАП, которые наказывают за маневрирование без поворотника и поворот из неправильного ряда — частые и неприятные нарушения не попали в список.

Штраф за подобное нарушение — 1000 рублей (ч. 3, ст. 12.19 КоАП)

В список вошли почти все нарушения, связанные с остановкой и стоянкой, как под запрещающими знаками, так и прочие: например, на пешеходных переходах, местах для инвалидов, тротуаре или вторым рядом. Парковка на газоне в чек-лист не попала — обычно её классифицируют как нарушение правил благоустройства.

Опасное вождение провоцирует ДТП, но пока не наказывается

Мертворождённым остался и запрет на опасное вождение, который прописан в ПДД, но пока не внесён в КоАП, а значит, не может быть зафиксирован любительскими камерами.

Пространство для споров

Схема заработает не ранее 2019 года, и туманных моментов немало. Нет подробностей о способах защиты записи от искажения, равно как не сформулирован список требований к ней: очевидно, что должны быть различимы не только госномера, но и все обстоятельства происшествия.

Оштрафовать не удастся — не виден госномер нарушителя

Но главное — нет ясности с принципами оценки. Например, до сих пор есть разночтения в трактовке непропуска пешеходов: инспекторы порой штрафуют, даже если люди идут от дальнего конца многополосной дороги. То же касается непредоставления преимущества: например, с заправки выезжает медленный автомобиль, не создавая прямой помехи быстрому на главной дороге. Но через 30 метров после пересечения быстрый автомобиль упирается в него и считает, что его вынудили тормозить. Нарушает ли его оппонент? Это зависит от нюансов.

Для оценки этого нарушения нужно установить, где проходят границы проезжих частей — на записи это не всегда очевидно
«Газель» совершала рискованный маневр. На ваш взгляд, была ли реальная помеха?

Большие вопросы остаются и к надёжности самого метода, поскольку никаких требований к качеству устройства и точности определения координат пока нет, а сформулировать их проблематично — по сути, гаджеты не проектируют с прицелом на столь серьёзный функционал. Вероятно, нас ждёт длительный период проб и ошибок, как было и в случае с автоматическими камерами.

Поддерживаете ли вы такой подход к борьбе с нарушителями?

Авторизируйтесь,  чтобы проголосовать Опрос завершен Вы успешно проголосовали! Результаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • Да, стопроцентно
  • Идея хорошая, но важно исполнение
  • Слишком много спорных моментов
  • Категорически нет
К сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосования