«аморозка розничных цен на топливо поставила частные ј«— на грань выживани€: их представители говор€т о скором переделе рынка в пользу крупных сетей, принадлежащих вертикально интегрированным нефт€ным компани€ми (¬»Ќ ам). ћы разбирались, чем грозит „ел€бинску искусственное сдерживание топливных цен.

¬ числе независимых ј«— есть и одиночные «ноунеймы», и небольшие сети
¬ числе независимых ј«— есть и одиночные «ноунеймы», и небольшие сети

—отрудники частных ј«— о проблемах говор€т неохотно, бо€сь распугать ло€льных клиентов. Ћишь единицы согласились общатьс€ на услови€х анонимности. “ак, бухгалтер сети ј«—, котора€ располагает дес€тью заправками в „ел€бинской области, назвала главной проблемой исчезнувшую разницу между оптовой и розничной ценами:

— ¬ начале года мы покупали бензин ј»-92 по 40 тыс€ч рублей за тонну, потом цена стала расти — 42 тыс€чи, 46 тыс€ч... Ќа этой неделе нам пришлось отдать около 54 тыс€ч рублей за тонну. ƒа, выросли и розничные цены, например, в мае мы подн€ли стоимость топлива в „ел€бинской области на 3,5 рубл€, в соседних регионах — на 4 рубл€. Ќо если с начала года рознична€ цена выросла на 9%, то оптова€ — на 30–35%, что съело всю разницу.

—табилизацию розничных цен в июне один из экспертов назвал «потЄмкинской деревней», котора€ маскирует проблему: дисбаланс между оптом и розницей. 
—табилизацию розничных цен в июне один из экспертов назвал «потЄмкинской деревней», котора€ маскирует проблему: дисбаланс между оптом и розницей. 

¬ отделе продаж компании «Ћукойл-”ралнефтепродукт» нам сообщили, что стоимость тонны бензина ј»-95 дл€ „ел€бинской области при мелкооптовой покупке составл€ет 54 830 рублей, тонны ј»-92 дл€ “юменской области — 52 800 рублей, в „ел€бинске цифра близка к этому значению.

¬ пересчЄте на стоимость литра оптова€ цена получаетс€ на уровне 39,6 рубл€. ѕо данным ‘едеральной службы государственной статистики, средн€€ цена бензина ј»-92 на чел€бинских ј«— составл€ет 39,8 рубл€ за литр. “о есть практически равна оптовой.

— »скусственна€ заморозка розничных цен ударила и по доходам ј«— крупных нефт€ных компаний, но их доходы дифференцированы: они зарабатывают на экспорте и продаже сырь€, мазута, газа, плюс торговл€ кофе и шоколадками на самой заправке, — сетует сотрудник небольшой сети, котора€ работает в „ел€бинской области и Ѕашкирии. — ќни могут тер€ть деньги в рознице и всЄ равно оставатьс€ на плаву. ƒл€ нас такое сокращение означает работу в убыток.

¬ начале года средн€€ цена бензина ј»-92 в „ел€бинской области составл€ла 36,4 рубл€ за литр. ќптова€, в пересчЄте на литр, была на уровне 30 рублей. –азница составл€ла 5–6 рублей за литр, которые тратились в том числе на содержание заправок, зарплату сотрудников, доставку топлива, налоги и так далее. Ќедавний скачок цен на топливо остановили в том числе за счЄт искусственного сдерживани€ розницы, но резкий рост оптовых осталс€ за кадром и съел прибыль частников.

¬о врем€ теста бензина эта контейнерна€ ј«— удивила нас высоким качеством топлива, но это, скорее, исключение: некачественного топлива на частных ј«— больше, чем у ¬»Ќ ов
¬о врем€ теста бензина эта контейнерна€ ј«— удивила нас высоким качеством топлива, но это, скорее, исключение: некачественного топлива на частных ј«— больше, чем у ¬»Ќ ов

ѕредставитель «Ќезависимого топливного союза» —ергей Ѕойко рассказал о том, каким должен быть «зазор» между оптом и розницей:

— ƒл€ независимых ј«— минимальна€ разница в пересчЄте на литр должна составл€ть 2–3 рубл€ — это позвол€ет оплатить доставку топлива и другие необходимые расходы, но налоги, зарплаты, не говор€ о прибыли, платить будет не с чего. Ѕолее-менее комфортна€ величина — 4–6 рублей на литр. ¬ „ел€бинской области разница менее рубл€. ≈сли посмотреть на заправки ¬»Ќ ов, они продают в рознице практически по той же цене, что отгружают в мелкий опт. ѕлюс у них действуют разнообразные программы ло€льности, поэтому дл€ многих клиентов цены получаютс€ ниже прайса. ≈сли в апреле независимые ј«— продавали топливо на 1–2 рубл€ дешевле ¬»Ќ ов, то уже в мае — на 1–2 рубл€ дороже.

ћы сравнили 20 чел€бинских ј«— разных типов, и получилось, что цена бензина ј»-92 на заправках крупных игроков укладываетс€ в пределы 38,3–40,85 рубл€ за литр, на независимых ј«— — 37–40,5 рубл€ за литр. ¬ р€де случаев сто€щие по соседству брендированные ј«— и «ноунеймы» имеют одинаковые цены.

— » даже так мы не окупаем расходов, — подытоживает один из наших собеседников.

ѕо мнению —ерге€ Ѕойко, ситуаци€ близка к критической.

— ѕроблемы дл€ независимых ј«— накапливались два года, но сейчас обострились до предела: по разным оценкам, от одной до двух третей частных заправок и сетей прекрат€т работу в течение лета. ѕравительство снизило акциз на топливо, но эффект от этого был отыгран буквально за неделю. ƒостигнутое зампредом правительства ƒмитрием  озаком соглашение с крупными нефт€ными компани€ми о заморозке цен создало диспаритет между оптом и розницей, который лишает независимые ј«— прибыли. ћы ожидаем дальнейшего ухудшени€ ситуации: через полгода нас ждЄт новый налоговый манЄвр, который сместит баланс в пользу экспорта нефти и переложит нагрузку на внутренний рынок. ѕлюс к этому, с 1 €нвар€ будет новое повышение акцизов и увеличение Ќƒ— с 18% до 20%. ј«—, которым удастс€ пережить лето, окажутс€ в зоне риска к новому году.

¬ начале этого года перевод чел€бинских автомобилей скорой помощи с заправок одного из ¬»Ќ ов на частную сеть привел к поломке нескольких машин
¬ начале этого года перевод чел€бинских автомобилей скорой помощи с заправок одного из ¬»Ќ ов на частную сеть привел к поломке нескольких машин

ј насколько мелкие ј«— значимы дл€ рынка? ¬едь сегодн€ всЄ больше владельцев современных автомобилей предпочитают не рисковать, и заправл€ютс€ на сет€х ¬»Ќ ов, которые тщательнее контролируютс€ и в большей степени озабочены репутацией, чем владельцы единичных ј«—.

— — одной стороны, на долю частных ј«— приходитс€ в районе 30% продаж топлива, но они берут развитостью сети: из 25 тыс€ч российских ј«— примерно 15 тыс€ч — это частные заправки, — рассказывает —ергей Ѕойко. — ѕричЄм из этих 15 тыс€ч примерно 70% — это маленькие сети с числом ј«— не более четырЄх.  онечно, они не могут сравнитьс€ по объЄмам отгрузки с большими сет€ми, зато у них шире географи€: в отличие от забюрократизированных ¬»Ќ ов, частник с большей готовностью поставит заправку на маленькой дороге или около удалЄнного поселени€. “о есть они выполн€ют и социальную функцию.

«начимость небольших ј«— особенно важна в областных городах: например, в «латоусте из 23 заправок ¬»Ќ ам принадлежат 10, оставшиес€ 13 — это независимые игроки.

–асходы ј«— — это и доставка топлива, и очистка резервуаров, и содержание оборудовани€
–асходы ј«— — это и доставка топлива, и очистка резервуаров, и содержание оборудовани€

ќпрошенные представители частных ј«— панические настроени€ не поддерживали — их состо€ние правильнее назвать тревожным.  то-то рассчитывает перетерпеть сложные период за счЄт «жировой прослойки» и кредитов, кто-то надеетс€ на постепенное снижение оптовых цен.

¬ самом правительстве опасени€ частников не поддерживают, настаива€, что апокалиптические сценарии не реализуютс€. Ќа вопрос о возможности роста цен на автомобильное топливо до 100 рублей за литр курирующий “Ё  вице-премьер ƒмитрий  озак ответил веско:

— Ёто исключено. ” правительства достаточно инструментов, чтобы урегулировать эту ситуацию и не допустить резкого роста цен на моторное топливо.

¬ частности, власти пытаютс€ стимулировать ¬»Ќ и отгружать больше топлива на внутренний рынок, чтобы избежать дефицита и снизить оптовые цены.

ѕредставители частных ј«— уверены, что ситуацию просто спускают на тормозах:

— Ќи правительству, ни даже самим автомобилистам проблемы частных ј«— не интересны, — рассуждает —ергей Ѕойко. — ¬се считают, что если уйдут частники, их места займут ј«— крупных сетей, и проблема решитс€. Ќо в любом случае будет временной лаг, кроме того, снизитс€ уровень конкуренции. ѕо сути, власти создают услови€ дл€ картельного сговора ¬»Ќ ов. ѕо нашим оценкам, их нынешних возможностей достаточно дл€ обеспечени€ топливом лишь половины из 50 миллионов автомобилей –оссии. ≈сли волна разорений мелких ј«—, котора€ уже началась в отдельных област€х, охватит всю –оссию, мы получим дефицит топлива и как следствие рост его цены.

Ќа каких ј«— вы чаще заправл€етесь?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ќдного из федеральных брендов (¬»Ќ ов)
  • ћестной сети ј«—
  • Ќа безым€нной заправке
  • Ќа разных ј«—
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

¬ нынешних услови€х частные ј«— могут попытатьс€ выжить за счет неспортивных приемов, вроде продажи контрафактного топлива или недоливов. ¬ сочетании с ростом цен это может отпугнуть от них даже самых ло€льных клиентов.

¬ качестве мер спасени€ частных ј«— предлагали государственный контроль цен на всех этапах реализации нефтепродуктов и даже выкуп мелких сетей ¬»Ќ ами. ѕоследнее предложение пресс-секретарь «–оснефти» ћихаил Ћеонтьев назвал криком отча€ни€, который не нужно рассматривать по существу.

¬ «Ќезависимом топливом союзе» настаивают, что избежать усилени€ монополий позволит лишь системна€ реформа отрасли.

— ћы хотим лишь, чтобы правительство обеспечило равные услови€х конкуренции дл€ всех игроков рынка, и это касаетс€ не только розничного сектора. Ќезависимые компании есть и в нефтедобыче, и в мелооптовой торговли, и они тоже поставлены в т€желые услови€. ќчень важно увеличить объЄмы биржевой торговли топливом и обеспечить небольшим компани€ доступ к трубопроводному транспорту, — подытоживает —ергей Ѕойко.

¬ мае 2018 года стоимость автомобильных бензинов в –оссии выросла на 3,5 рубл€ — самое сильное локальное повышение за последние 10 лет. ƒо сих пор среднегодовой уровень подорожани€ не превышал 2 рублей на литр. Ёскалацию цен правительство остановило за счЄт снижени€ топливного акциза и договора с нефт€ными компани€ми, которые об€зались увеличить поставки топлива на внутренний рынок и заморозить розничные цены по состо€нию на начало июн€.