Авто Город

Цена бензина: ждёт ли Челябинск топливный шок

Что стоит за резким подорожанием горючего, и долго ли оно продлится.

Оптовые цены на бензин в ноябре обновили исторический максимум, за ними подтянулись и розничные, и появились даже слухи о возможном дефиците топлива. Редакция 74.ru разбиралась, нужно ли челябинцам запасаться горючим впрок.

Средняя цена бензина АИ-95 в Челябинске колеблется на АЗС нефтеперерабатывающих компаний колеблется в диапазоне 37–39,5 рублей за литр, но сорта с улучшенными качествами пробили отметку в 40 рублей за литр

Время рекордов

— За октябрь 98-й бензин на заправках подорожал на 1,1 рубля, — возмущается челябинец Дмитрий Олейник. — Национальное достояние очень резко поднялось в цене. Вот так выполняются поручения президента по сдерживанию цен на топливо.

Субъективные наблюдения подтверждает статистика. Только за прошлую неделю бензин АИ-92 в опте подорожал более чем на 2% до рекордной цены — до 45 тысяч рублей за тонну (данные СПбМТСБ). Предыдущие локальные максимумы колебались около отметки 44 тысячи рублей за тонну, и в целом осень прошла под знаком постепенного повышения цен. Чуть меньше подорожал бензин АИ-95, но также приблизился к отметке +2% за неделю.

Росли и розничные цены. Например, если в начале сентября бензин АИ-95 в Челябинске стоил в среднем 35,7 рубля за литр, то сейчас его цена колеблется около значения 36,2 рубля за литр (данные мониторинга «Яндекс»). За истекший год «девяносто пятый» подорожал на три рубля.

Ноябрь считается спокойным месяцем для топливного рынка, когда сезонные факторы, вроде активизации автомобилистов или сельскохозяйственного сектора, не оказывают давление на цену. Тем удивительнее, что она снова бьёт рекорды.

Как на вас повлияло подорожание бензина?

Опрос завершен 19.11.2017
Никак
23%
Негодую в интернете
28%
Стал меньше ездить
17%
Стал ездить экономичнее
13%
Сменил автомобиль на экономичный
2%
Поставил ГБО
7%
Отказался от автомобиля
10%

Причины подорожания

Провокатором роста цен многие аналитики называют Московский нефтеперерабатывающий завод «Газпром нефти», который осенью начал модернизацию установки каталитического крекинга, сократив производство. Как отмечает «Коммерсант», данный апгрейд не был включен в программу плановых ремонтов Минэнерго, поэтому нехватка 50 тысяч тонн бензина в неделю сказалась на рынке.

ФАС в свою очередь заподозрила трейдеров в искусственном разгоне цены, а биржевики в ответ пообещали тщательнее контролировать сделки в период общей нервозности рынка.

Между тем закрытие Московского НПЗ «Газпромнефти» многие эксперты расценивают лишь как сигнал стартового пистолета, поскольку в целом нефтяному сектору выгоден рост внутренних цен на топливо.

Причин для этого как минимум две. Во-первых, повышается общемировая цена на нефть, и если в конце августа марка Brent торговалась по $50+ за баррель, то в ноябре стоимость достигла локального максимума в $64 за баррель — последний раз такие цены наблюдались весной 2015 года. При этом не произошло привычного уже укрепления рубля, курс которого напротив пробил отметку 60 рублей за доллар. Это подталкивает «нефтяников» сместить акцент на экспорт и поднять стоимость нефтепродуктов внутри страны.

Во-вторых, эксперты указывают на влияние налоговой политики правительства на рынок. Так, глава Российского топливного союза Евгений Аркуша и эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отмечают, что рост налога на добычу полезных ископаемых и акцизов при снижении экспортной пошлины (так называемый налоговый маневр) провоцирует увеличение внутренних цен, поскольку «нефтяники» перекладывают возросшую нагрузку на потребителей.

Самый популярный вопрос

Почему цены на нефть колеблются и очень сильно, а бензин только дорожает? Почему низкие мировые цены на нефть не привели к удешевлению топлива?

Вопросы резонные, ведь бензин делают из нефти, а значит между ними должна быть прочная взаимосвязь. Проблема в том, что удельная стоимость сырья и его переработки в розничной цене бензина — это, по разным оценкам, лишь 20-30%. Остальную стоимость формируют факторы, не связанные с ценой нефти на мировых рынках, в основном — налоги, акцизы, маржа и т.д.

Например, акциз для бензина пятого экологического класса составляет 10,1 тысячи рублей за тонну, что в пересчете на привычные нам величины составляет порядка 7,4 рубля за каждый литр — то есть 20% цены! Это сравнимо со стоимость самой нефти и ее переработки. И акцизы растут регулярно: плановое повышение обычно происходит в начале года, но случаются и «авральчики», когда акцизы на отдельные сорта топлива поднимают на 0,5–2 рубля в середине года, как это было в апреле 2016.

В сентябре по инициативе кабинета министров было спланировано очередное внеплавное повышение акцизов на бензин: оно пройдет в два этапа, и на каждом бензин прибавит по 50 копеек в пересчете на стоимость литра. Так, к 2019 году акцизы на бензин пятого класса поднимутся с нынешних 10,1 тысячи рублей за тонну до 11 тысяч.

Таким образом, связь мировой стоимости нефти и внутренней цены на бензин весьма относительна, и справедливо говорить, что стоимость топлива в России определяется не рыночными факторами, а действиями регуляторов.

Стоимость бензина в России почти не зависит от стоимости сырья и определяется налоговой политикой и стратегией ВИНКов

Дорогой ли у нас бензин?

К сожалению, общемировой рейтинг доступности топлива подводит нас к мысли, что российским ценам на бензин еще есть куда расти.

В абсолютных значениях стоимость бензина в России (в единой валюте) находится ближе к «дешевому» краю шкалы и примерно на уровне США. Из 61 страны, которая учитывается в рейтинге, мы находимся на 11 месте.

Однако цену бензина нужно сравнивать с уровнем доходов, и по этому параметру мы проваливаемся на 33 место, правда, находимся все же ближе к доступной части шкалы. В Польше, Мексике, Турции, Китае, Таиланде, Индии бензин обходится гражданам дороже, чем в России. Для сравнения, житель Индии тратит на бензин... до 80% своего дохода — неудивительно, что большая часть населения не имеет транспорта или перемещается на мопеде.

Но если сравнивать между собой нефтедобывающие страны, то Россия оказывается аутсайдером: по доступности бензина для населения нас опережают страны Ближнего Востока, США, Венесуэла и Норвегия. В Венесуэле, правда, из-за кризиса сложилась парадоксальная ситуация, когда бензин в прямом смысле дешевле газировки, но абсурдно низкие цены на топливо соседствуют с дефицитом и дороговизной бытовых товаров.

Наконец, по среднегодовым расходам на топливо Россия уже однозначно попадает в список дорогих стран на 52 месте рейтинга: большие расстояния, неэкономичный парк и морозы приводят к росту литрового потребления, а с ним — и затрат на топливо.

Автомобиль класса Lada Vesta потребляет в среднем 10 л/100 км. При ежегодном пробеге 25 тысяч км и цене топлива 40 рублей за литр, получается 100 тысяч рублей в год!

Запасаться ли топливом?

Московский НПЗ должен восстановить производство нефтепродуктов уже в ноябре, поэтому никто из опрошенных нами экспертов не ожидает дефицита топлива в обозримом будущем. Тем не менее есть предпосылки к росту стоимости топлива из-за удорожания нефти на мировых рынках (выгоднее экспортировать), а также изменения налогообложения. Не так давно бензин АИ-95 на ряде АЗС пробил психологическую отметку в 40 рублей за литр, но вряд ли остановится. Но запасаться топливом, конечно, бесполезно: пока самыми эффективными способами экономии на топливе являются оптимизация поездок или переход на газовое топливо.

Фото: Ирина Иманова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления