Авто Город

Гайки затягивают: Россия готовится к возврату полноценного техосмотра

За фальсификацию грозит уголовная ответственность, доказательством станет видеозапись.

Съемка процедуры на видео исключит «фантомный техосмотр»

Недавние изменения похороненной заживо процедуры техосмотра породили слух, что масштабной реформы не будет — дескать, власти ограничились легким «рестайлингом». На самом же деле технические изменения являются лишь первым этапом революции, которая вернет техосмотр из небытия.

Капли под запретом

Нынешний пакет изменений выглядит буквоедством. Например, в прежней редакции допускалось каплепадение рабочих жидкостей с частотой менее 20 капель в минуту, теперь же никаких капель.

Огнетушитель должен удовлетворять требованиям технического регламента ТР ТС 018/2011 — раньше ограничивался лишь минимальный объем в 2 литра. В автомобиле должна быть аптечка: ее необходимость прописана в ПДД, но упущена в прежней редакции правил ТО.

Рабочим должен быть усилитель руля, если он предусмотрен конструкцией, шипованные шины должны быть на всех четырех колесах, а тонирование фар и их модификации запрещены, кроме специальных шторок для коррекции светового пучка.

Для чего нужно подобное крючкотворство? Комментирует автоэксперт Юрий Панченко:

— На самом деле, эти изменения формальны и продиктованы необходимостью привести правила техносмотра в соответствие с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», который и является основополагающим документом в данной области. Раньше между ним и правилами техосмотра были незначительные расхождения, сейчас их устранили. Но это не значит, что глобальная реформа техосмотра, о которой говорили еще в прошлом году, сведется лишь к этим правкам — большая часть предлагаемых изменений относилась к иным нормативам, которые могут быть изменены в ближайшее время.

Техосмотр достиг дна

На днях я отправился проходить техосмотр честным образом. Продлить его заочно предложили страховые агенты, но из журналистского любопытства я решил посетить пункт ТО.

Если два года назад мой автомобиль хотя бы осмотрели, проверили светораспределение фар и попеняли на отсутствие аптечки, то в этот раз я приехал и с огнетушителем, и с аптечкой, но не понадобилось ничего. Пока я оплачивал услугу в банковском терминале рядом с окошечком для приема документов, из самого окошечка появилась рука с готовой диагностической картой. Автомобиль стоял у ворот пункта, но оператор даже не посмотрел на него. Его интересовали два вопроса: есть ли сколы на лобовом стекле и марка шин. За всю услугу я заплатил 700 рублей с учетом какого-то сбора и, по ощущениям, здорово переплатил: эти 700 рублей за листок формата А4.

Знакомый заплатил чуть больше — 1000 рублей — и получил диагностическую карту на руки без посещения пункта ТО. Вряд ли он много потерял.

Смерть техосмотра можно признать окончательной. Виновато и популистское решение правительства передать в 2011 году контроль над процедурой страховщикам, и сами страховщики, которые выбрали путь наименьшего сопротивления и отстранились от какой-либо работы с пунктами техосмотра.

Техосмотр есть во всех странах с высокой автомобилизацией. В России же, где половину автопарка составляют автомобили в возрасте старше 10 лет, нормальный техосмотр необходим тем более — как минимум, чтобы убрать с дорог автомобили, владельцы которых плюнули на их состояние.

Что нас ждет

Первый шаг: это наделение Ространснадзора полномочиями по контролю пунктов ТО. Будут как внеплановые рейды, так и проверки по жалобам граждан. Подозрительные пункты вычислят и статистически, сопоставляя их предельную пропускную способность и количество выданных диагностических карт. За нарушения грозит крупный штраф и приостановка лицензии, но это далеко не всё.

По инициативе Минэкономразвития в Уголовный кодекс планируют ввести статью 264.2 УК, которая предусматривает для сотрудников-фальсификаторов штраф до 80 тысяч рублей либо принудительные работы на срок до четырех лет. Последнее наказание довольно сурово: принудительные работы близки по смыслу заключению в колонии-поселении. В случае коллективного сговора штраф вырастает до 500 тысяч, а срок работ — до пяти лет. Если же из-за недосмотра автомобиль угодит в аварию, сотрудникам пункта грозят уже реальные сроки.

Развалу системы ТО способствовало исключение диагностической карты из списка документов, которые водитель обязан возить с собой, а также отсутствие штрафа за подобное нарушение — сегодня она проверяется лишь при покупке полиса ОСАГО. Минэкономразвития предлагает вернуть штраф в 800 рублей, а проверять наличие карты смогут… камеры видеофиксации. Для этого бумажные диагностические карты заменят электронными, проще говоря, записями в базе данных АИСТО. Правда, почему-то ее планируют передать от МВД в ведение РСА, который уже угробил техосмотр единожды.

Не первый год обсуждается очевидная идея обязать операторов техосмотра снимать всю процедуру на видео и хранить записи. Почему эта мера до сих пор находится в стадии подающей надежды, не ясно — видеозапись явлется веским доказательством реальности техосмотра как для пункта ТО, так и для владельца автомобиля.

Кому нужно проходить техосмотр

Первый раз его делают на третий год календарной жизни автомобиля, например, если он был выпущен в декабре 2017 года, первое посещение пункта ТО необходимо в 2020 году (перед покупкой полиса ОСАГО). Следующие два посещения делают с интервалом раз в два года (то есть в 2022 и 2024 годах), а затем ежегодно.

Нужно ли возрождать систему техосмотра?

Опрос завершен 26.02.2018
Нет, бесполезная процедура
28%
Только для коммерческого транспорта
36%
Да, если не будет очередей
16%
Однозначно надо
19%
Кстати, у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Артем Краснов
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления