Нестандартные ямы Челябинска: выявляем мелкие шалости дорожников

Улица Островского: подобные изъяны часто появляются после коммунального ремонта

Чувство общей разбитости

Есть норматив как на общее количество ям на дороге, так и на размеры особо выдающихся «особей».

Так, например, для нагруженных городских дорог допустимым считается 0,3 квадрата ям на 1000 квадратных метров полотна. Но, что важно, для весны норматив резко смягчается и допускает уже 1,5 квадрата облезшего асфальта.

Кроме того, ГОСТ смягчается в отношении дорог с низкой интенсивностью движения (до 1000 автомобилей в сутки), например, внутри жилых массивов. Здесь уже допускается до семи квадратов выбоин на 1000 квадратных метров полотна. Условно говоря, на двухполосной дороге на каждый погонный метр длины допустима яма размером с ваш ежедневник.

Нестандартные ямы Челябинска: выявляем мелкие шалости дорожников

Если хоть на одном метре полосы встречается такая яма, дорога не удовлетворяет ГОСТу

По стандарту устранить выявленные недостатки дорожники должны в течение пяти суток в случае с нагруженными дорогами и десяти суток, если речь о малонагруженных.

Эти сроки вполне актуальны ввиду недавнего ужесточения ответственности дорожников за состояние вверенных им участков. Алгоритм подачи жалобы описан в специальном материале.

Нестандартные ямы Челябинска: выявляем мелкие шалости дорожников

Фотография скрадывает размер, но яма на Свердловском проспекте близ пересечения с Островского не укладывается в норматив ни по одному из параметров, а глубина – почти десять сантиметров. Здесь вполне реально «откапиталить» подвеску

В поисках дна

Каждая обособленная выбоина не должна превышать предельных размеров, которые чуть больше стандартной клавиатуры для компьютера: 15 на 60 см в плане, и пять сантиметров по глубине. Измерение осуществляется по крайним точкам ямы.

Что печально, на подобных ямах, «одобренных ГОСТом», среднестатистическая иномарка способна пробить подвеску, а то и остаться без оной. Для сравнения, пять сантиметров – это высота чуть притопленного бордюра.

Скользкое дело

Коэффициент сцепления покрытия должен быть не менее 0,4 для шин с протектором (0,3 при измерении для шин без протектора), и, к сожалению, этот важный параметр не поддается «кустарному» измерению.

От коэффициента сцепления зависит в первую очередь тормозной путь, а реагенты, которые используются для растапливания льда, зачастую роняют сцепление ниже нормативов. Поэтому если в момент ДТП дорога была подозрительно влажной (скажем, при отсутствии осадков), отразите этот факт в документах и требуйте экспертизы дорожного полотна.

Нестандартные ямы Челябинска: выявляем мелкие шалости дорожников

 Типичное оформление ливневых решеток в Челябинске (ул. Труда)

Нестандартные ямы Челябинска: выявляем мелкие шалости дорожников

А ведь можно сделать вот так (ул. Красная)

Нестандартные ямы Челябинска: выявляем мелкие шалости дорожников

Любые металлические вставки в асфальт провоцируют очаг разрушения, поэтому за колодцами и решетками нужно следить

Нестандартные ямы Челябинска: выявляем мелкие шалости дорожников

Этот люк удовлетворяет нормативам, но даже при его проезде чувствуется работа подвески

Норматив на ступенчатость

Больная тема для России – люки, решетки и рельсы. Для решеток ливневой канализации допускается отклонение от уровня лотка (основы) не более чем на три сантиметра, колодезные люки не могут выступать или просаживаться более чем на два сантиметра.

Нестандартные ямы Челябинска: выявляем мелкие шалости дорожников

Рельсы в любом случае замедляют проезд перекрестка, но когда они «оформлены» вот так, поток почти останавливается (ул. Красная на пересечении с Труда)

Нестандартные ямы Челябинска: выявляем мелкие шалости дорожников

Плитка рельсового настила изрядно просела, поэтому движение через перекресток затруднено

Такова же предельная высота выступания рельсов – два сантиметра. К слову, она, увы, не обеспечивает полного комфорта при их проезде, поэтому снижение скорости потока на перекрестках с трамвайным путями является практически запрограммированным.

Обочины и разделительные полосы могут иметь «ступеньку» высотой не более четырех сантиметров, причем это должна быть ступенька вниз, но никак не вверх.

В ряде случае ГОСТ обязывает устранять недостатки в весьма сжатые сроки, например, перекошенный люк канализации нужно реанимировать за сутки, а разрушенный – в течение трех часов.

Нестандартные ямы Челябинска: выявляем мелкие шалости дорожников

Все, что осталось от разметки на Свердловском тракте

Невидимая разметка

Не менее лоялен ГОСТ и к исчезающей разметке. С одной стороны, норматив требует, чтобы она была хорошо видимой в любое время суток, но, как только дело доходит до цифр, строгость уходит. Так, в случае с нарисованной разметкой допускается ее износ до 50% (измеряется на участке длиной 50 метров), а для термопластичных разметок – 25%. Впрочем, на большинстве российских дорог к весне разметки не видно вовсе, так что даже нестрогий ГОСТ не выполняется.

Нестандартные ямы Челябинска: выявляем мелкие шалости дорожников

Рабочие используют литой асфальт для ямочного ремонта на ул. Тимирязева

Резюме

Как видите, российские нормативы не предполагают идеальных дорог в принципе, поэтому жаловаться на каждую кочку бессмысленно.

Но это не значит, что нужно пустить все на самотек. В случае ДТП из-за некачественного дорожного полотна выполните шесть несложных пунктов и отсуживайте ущерб у дорожников – это вполне реально. А если обнаружили на дороге очевидно «негостовский» дефект, пример жалобы и порядок ее подачи – в нашем материале.

Напоминаем также, что еще с февраля в Челябинске начался ямочный ремонт, а с марта дорожники применяют так называемый литой асфальт.