Праворуким – конец: битва за «Глонасс» почти проиграна

В случае аварии «Эра-Глонасс» оповестит экстренные службы в автоматическом режиме, свяжет пострадавших с оператором кол-центра, а также передаст информацию о месте ДТП, модели автомобиля, силе удара и т.д.

Старым хуже, чем новым

Напомним, что с 1 января 2017 года технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» обязывает оснащать системой «Эра-Глонасс» все автомобили, которые вводятся в эксплуатацию – и подержанные, и новые.

Интересно, что для новых все же есть лазейка. Установка «эры» им нужна для получения так называемого одобрения типа транспортного средства (ОТТС), срок действия которого – три года. Поэтому для автомобилей, которые получили или продлили его в конце 2016 года, остается трехлетний «безглонассовый» период. Вот вам парадокс: «Эра-Глонасс» есть у импортируемой Toyota Corolla, но отсутствует у Lada Granta и Kalina.

А с подержанными машинами ситуация сложнее. Для постановки на учет и получения техпаспорта от владельца потребуют так называемое СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства), и приказ МВД №1072/3557/2293 для получения документов обязывает указывать в особых отметках идентификационный номер так называемого УВЭОС – устройства вызова экстренных оперативных служб. Оно чуть проще полноценной «эры» и может работать лишь в режиме ручного вызова, тогда как новые машины могут вызывать помощь в режиме «автопилота». Тем не менее смысл тот же: экстренная кнопка должна быть и в новых, и в подержанных авто.

Сколько стоит УВЭОС

В первый месяц 2017 года таможни исправно задерживали ввезенные машины, однако в конце февраля сделали послабление, начав пропуск автомобилей. Однако подобное «одолжение» не решило проблемы по существу.

А проблема в том, что помимо установки УВЭОС (порядка 30 тысяч рублей) требуется его сертификация, стоимость которой может достигать сотен тысяч. Так, на сайте таможни появился рассказ владельца американского пикапа, который установил УВЭОС и попытался пройти сертификацию в НАМИ, где с него попросили 800 тысяч рублей!

Такие требования фактически запрещают импорт подержанных автомобилей и вряд ли имеют отношение к заботе о безопасности. В конце концов 40-миллионный автопарк России еще десятилетия будет состоять в основном из автомобилей без «Эра-Глонасс», а импорт подержанных иномарок в Россию сейчас не превышает 30 тысяч единиц – примерно 0,08% от объема легкового автопарка.

Больнее всего косвенный запрет на импорт ударил, естественно, по Дальнему Востоку, где на ввоз японских автомобилей ориентирована изрядная часть экономики. К делу подключился губернатор Приморского края Владимир Миклушевский, пообещав лоббировать альтернативный порядок постановки на учет подержанных автомобилей.

Регистрация по-новому

И появилась надежда: так, на сайте АО «Глонасс» опубликован упрощенный порядок установки УВЭОС. Его главное отличие – в отсутствии необходимости сертифицировать систему на каждом конкретном автомобиле. Вместо этого владелец обращается в один из авторизованных центров по установке УВЭОС, а бюджет операции под ключ составляет порядка 30 тысяч. Тоже, конечно, немало, но все же гораздо реалистичнее 800 тысяч за сертификацию.

Но радость оказалась преждевременной, потому что спустя некоторое время АО «Глонасс» добавило важную фразу: новый порядок относится только к уже находящимся в эксплуатации на территории РФ транспортным средствам. Проще говоря, послабления касаются автовладельцев, которые желают добровольно поставить УВЭОС на свой автомобиль, а ввезенным иномаркам требуется полноценная «эра» с сертификацией.

Более того, как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на полпреда президента РФ на Дальнем Востоке Юрия Трутнева, техрегламент Таможенного союза ради подержанных иномарок меняться не будет.

– Мы будем продолжать и далее впускать подержанные иномарки только с установкой приборов «Эра-Глонасс». Это решение принято в целях обеспечения безопасности людей, и менять его никто не планирует, – заявил чиновник.

А значит, система «Эра-Глонасс» сделала то, что не смогли сделать ни пошлины, ни курсы валют, – перекрыла поток возрастных машин в Россию. Назвать это катастрофой федерального масштаба сложно, ведь за последние десять лет импорт бэушек в Россию упал в 10 раз и сейчас составляет ничтожную часть от оборота машин в стране. Поэтому в большей степени пострадают приграничные территории, вроде Калининграда и Дальнего Востока, для которых б/у иномарка – это и транспорт, и бизнес.