ѕсихофизиологический тест водителей – провер€ем на себе
ѕсихофизиологический тест водителей – провер€ем на себе
— этого года автошколы об€зали покупать приборы дл€ тестировани€ психофизиологических качеств будущих водителей (устойчивости внимани€, скорости реакции и так далее). ћари€ Ўраменко разыскала один из первых подобных приборов в городе, и мы отправились провер€ть, годимс€ ли мы в водители. –езультат такой – без тренировки не годимс€.

ѕервое задание провер€ет точность оценки рассто€ни€ и времени. Ќа экране по€вл€ютс€ 12 расставленных по кругу белых окружностей. ѕо часовой стрелке они начинают вспыхивать зеленым, желтым или красным цветами. ¬рем€ от времени какой-то из цветов горит чуть дольше, после чего нужно нажать соответствующую кнопку. Ќи €, ни ћаша с первого раза задание не осилили – с одной стороны, нужно привыкнуть к кнопкам, с другой – поменьше отвлекатьс€. “ретий участник ёрий (Joy) тест прошел сразу.

¬о втором задании кружок движетс€ по петле. ¬ам нужно остановить его нажатием кнопки, когда он совместитс€ с другим кружком. Ќапоминает игру начального уровн€ дл€ компьютера Sinclair, если помните такой. я попал в цель примерно в половине случаев – наверное, это невысокий показатель, хот€ мен€ пропустили на следующий уровень.

“ретье задание похоже: разгон€ем один шарик по окружности с помощью рычажка и стараемс€ «тормознуть» при его совмещении с другим шариком. ќписать окружность нужно за определенное врем€, поэтому есть искушение нажать рычажок посильнее, но тогда сложнее будет тормозить – задание провер€ет склонность водител€ к риску.

«атем оцениваетс€ скорость реакции – на экране мен€ютс€ пары геометрических фигур, и как только возникнут одинаковые (к примеру, два ромба), нужно как можно быстрее нажать кнопку. —ледующее задание провер€ет концентрацию внимани€: друг друга смен€ют цифры от 0 до 9, и врем€ от времени на красным фоном выдел€етс€ нужна€ – требуетс€ нажать синюю или белую кнопку в зависимости от того, четна€ цифра или нечетна€. » так далее...

ѕсихофизиологический тест водителей – провер€ем на себе

  сожалению, отведенного дл€ знакомства с прибором часа не хватило, чтобы пройти даже половину заданий.

ѕервое впечатление? ќчередна€ профанаци€.

Ќапример, вызывает скепсис цена устройства в 130 тыс€ч рублей. «а что? —обранное в корпусе какого-то стандартного прибора с примитивным дизайном и без диспле€, оно не производит впечатление штуковины ценой в полмашины. ћожет быть, столько стоит программирование тестов? ¬р€д ли: они напоминают игрушки сотовых телефонов дес€тилетней давности, скучные и с убогой графикой. »ли такую сумму дерут за авторские права на разработку методики тестировани€? ” мен€ дома лежит диск «—уперпам€ть и супервнимание» ценой 100 рублей, где воспроизведены все те же тесты в немного ином (лучшем) оформлении. ”читыва€, что устройство стало об€зательным и приобретать его можно только у одного поставщика, ответ очевиден – «бизнес по-российски». ¬ одной „ел€бинской области «Ќейроком» соберет 25-30 миллионов рублей из расчета один прибор на автошколу. ј по уму, необходимо оборудовать целый класс из 20-30 устройств, поскольку тестирование занимает довольно много времени, и единственный прибор на школу – это ничто. ј к каждому прибору еще нужен компьютер.

¬торой вопрос касаетс€ методики проверки. «адани€ абстрактны, интерфейс требует привычки и не имеет ничего общего с органами управлени€ нормальной машиной. Ќо ведь моторика рук при работе рулем и при нажатии на цветную кнопочку совершенно разна€. ¬оспри€тие абстрактных фигур и чтение реальных знаков в листве или при плохом освещении не одно и тоже. Ќа наш взгл€д, гораздо эффективнее было бы провер€ть психофизические навыки на тренажере, который воспроизводит насто€щие услови€ движени€ (мы в XXI веке, ведь так?) «а 130 тыс€ч рублей можно купить крутейший компьютер с приставкой руль+педали и лицензионной программой, воспроизвод€щей все нюансы реального вождени€, кроме боковых перегрузок. јвтогонщики, к примеру, учат трассы именно на таких тренажерах.

Ќа тесте присутствовал эксперт по вопросам взаимодействи€ водителей и правоохранительных органов и преподаватель автошколы ёрий (Joy) ѕанченко, который сказал: « ак минимум, разработчики могли бы заменить абстрактные цифры на дорожные знаки, чтобы нужно было различать не четную и нечетную цифры, а запрещающий или предписывающий знаки – это уже ближе к реальности».

ѕсихофизиологический тест водителей – провер€ем на себе

ѕо моим ощущени€м, прибор скорее полезен дл€ фотографов: когда ловишь в кадр быстродвижущийс€ объект, умение ловко давить кнопочку полезно.

ј третье сомнение – даже не сомнение, а констатаци€: использовать в автошколах тренажер «Ќейроком “ј-2» не будут. ёрий ѕанченко объ€снил: «ќтказать в допуске в основному экзамену по результатам психофизиологического тестировани€ автошколы не могут, а в программе нет часов на подготовку к этому тесту. ѕравила об€зывают покупать прибор, но не об€зывают его использовать, так что € уверен, большинство автошкол запрут его в темной комнате, чтобы не дай бог не сломать устройство ценой 130 тыс€ч рублей».

ƒействительно, несколько часов у курсанта уйдет только на то, чтобы пон€ть задани€ и привыкнуть к интерфейсу. ѕри этом человек имеет право сказать: «ј € не буду!», а принуждать его к тестированию, по большому счету, нельз€.

ƒругое нововведение, которое потихоньку внедр€ют чел€бинские автошколы, – оснащение учебных машин камерами и микрофонами. —тоит также недешево – 67 тыс€ч по прайсу «рекомендованной» фирмы при реальной цене оборудовани€ примерно 30 тыс€ч рублей. Ќо по крайней мере смысл более пон€тен: во врем€ экзамена можно разобрать спорные ситуации, а при обучении посмотреть на себ€ со стороны – иногда полезно. ѕравда, некоторые руководители автошкол против видеозаписи: дескать, далеко не всем при€тно, когда их снимают на камеру в такой у€звимым момент. Ќет сомнений, скоро YouTube пополнитс€ роликами с рыдающими и падающими в обморок курсантами. ƒержите себ€ в руках, друзь€ – большой брат наблюдает.