" src=
Страшный сон любителей зарубежных авто все же сбылся. Несмотря на ярые протесты водителей, правительство РФ увеличило-таки таможенные пошлины на ввоз поддержанных иномарок, сделав их практически недоступными. Начавшись с Дальнего Востока, по городам России покатилась волна протестных акций. Челябинские автомобилисты планируют публично выразить свое негодование в грядущее воскресение.

Больше всего пострадали недорогие иномарки в возрасте старше пяти лет. Например, за шестилетнюю Mazda Demio 1.5 стоимостью 5000 $ в Японии раньше частнику на таможне нужно было отдать 1191 $, сейчас – 6370 $. Другими словами, таможенный платеж превышает стоимость самого автомобиля!

Возрос платеж и для машин в возрасте 3–5 лет: если для малолитражек разница почти незаметна, то уже для полуторалитровых моторов таможенный платеж увеличился на 70% (для физических лиц) и составил порядка 30–40% от цены автомобиля за границей! Ввозить почти новые автомобили для частников по-прежнему невыгодно: таможенный платеж составит более половины стоимости.

Что касается пошлин для юридических лиц, то ситуация чуть менее драматична, и все же автомобили старше пяти лет оказываются неинтересны, а платеж за трех-пятилетние машины возрос в среднем на 40%. Ставки на автомобили не старше трех лет, в том числе новые, выросли на 20%.

Повышение таможенных пошлин в ряду других факторов уже сказалось на стоимости новых автомобилей, и многие производители переписали прайс-листы на 2009 год: о росте цен на 5–10% объявили Honda, Toyota, Mazda, Ford, Hyundai, Opel, Mercedes-Benz.

Очень болезненно на повышение пошлин отреагировали жители восточных регионов России, в которых доля импортируемых автомобилей достигает 80–90%. Под ударом находятся не только непосредственные продавцы японских авто, но и сотрудники судоходных фирм, и тысячи других людей, работающих в цепочке доставки машин из страны Восходящего солнца. Повышение пошлин ставит под угрозу занятость примерно 200 тысяч человек, что тем более плохо, учитывая массовые сокращения на предприятиях России.

В минувшие выходные во Владивостоке прокатилась волна «восстаний». Санкционированная акция очень быстро переросла в стихийный митинг в центре города около краевой администрации. В результате улицы Владивостока оказались полностью блокированы на несколько часов – дело дошло до стычек с милицией, 15 человек задержано. Напомним, что с начала года жители Владивостока вышли на улицы в шестой раз и не намерены отступать. Похожие акции прошли и в ряде других городов страны, включая Москву, Петербург, Новосибирск и Калининград – последний также зависит от импорта машин из Европы.

В грядущее воскресение, 21 декабря, состоится очередная акция протеста против решения правительства. На этот раз мероприятие приобретет всероссийский масштаб. Челябинские водители также готовятся в этот день выйти на улицы. Все желающие выразить свой протест соберутся в 14 часов на площади у памятника Курчатову. Изначально челябинские активисты планировали провести митинг законным путем: подать заявку, получить официальное разрешение на массовый сбор. Однако время поджимает, получить от властей разрешение на воскресный митинг уже не успеть. Но челябинских водителей это ни капли не смущает. Неравнодушные автомобилисты готовы выступить с протестом, невзирая на возможные проблемы с органами внутренних дел и Госавтоинспекцией, о чем они открыто заявляют на автомобильных форумах. Руководитель челябинского отделения межрегиональной общественной организации «Свобода выбора» Алексей Бруй рассказал нам, что акция пройдет не под их эгидой, митинг будет исключительно народный. Но он обещает прибыть на площадь с юристом, чтобы в случае необходимости помочь уладить проблемы с милицией.

«После изменения таможенных пошлин АвтоВАЗ в очередной раз поднимет цены без изменения качества и ассортимента, дилеры также увеличат стоимость своих авто, – уверен Алексей Бруй. – У нас в стране стало уже традицией решать финансовые проблемы за счет нас, автомобилистов. Сравните, цена бензина у нас в среднем 20 рублей, в Штатах – 10. Цена Тойоты Камри (у нас местного производства, за океаном – японского) в России – 35 тысяч долларов, в США – 25 тысяч. Выводы налицо».

«Думаю, главная цель изменения таможенных пошлин – поддержать зарубежные автомобильные компании, построившие свои заводы на территории России, переориентировать людей на покупку новых авто, – считает заместитель начальника службы маркетинга и развития ООО «Маленькая Япония» Александр Малышкин. – Административная поддержка одних субъектов экономики в ущерб другим не позволяет точно спрогнозировать реакцию автомобильного рынка на эти изменения, но падение спроса на иномарки с пробегом неизбежно. На волне экономического кризиса и общего снижения продаж это будет не слишком заметно, однако в дальнейшем, безусловно, сильно скажется на фирмах, реализующих подержанные авто. Наша компания уже пересматривает стратегию развития. Мы сделаем упор на реализацию запасных частей, сервисные услуги, продажу новых грузовых автомобилей. Но я убежден, что несмотря на повышение пошлин и как следствие подорожание подержанных иномарок, желающие их приобрести не переведутся. Думаю, что во многих случаях их покупка по-прежнему будет выгоднее приобретения нового автомобиля, произведенного в России».

Примеры изменения таможенных пошлин для физических лиц

Цена до таможни, USD

Таможенный платеж для физических лиц, USD

Возраст 0-3 год

Возраст 3-5 лет

Возраст 5-7 лет

Было

Стало

Было

Стало

Было

Стало

Объем двигателя 1,0 литра

5000

3318

3318

1128

1191

1128

3981

10 000

4800

5400

1128

1191

1128

3981

Объем двигателя 1,5 литра

5000

4976

4976

1991

3384

1991

6370

10 000

4976

5400

1991

3384

1991

6370

20 000

9600

9600

1991

3384

1991

6370

Объем двигателя 3,0 литра

10 000

9953

9953

7962

11 943

7962

19 904

20 000

13 933

13 933

7962

11 943

7962

19 904

50 000

24 000

24 000

7962

11 943

7962

19 904

Примеры изменения таможенных пошлин для юридических лиц

Цена до таможни, USD

Таможенный платеж для юридических лиц, USD

Возраст 0-3 год

Возраст 3-5 лет

Возраст 5-7 лет

Было

Стало

Было

Стало

Было

Стало

Объем двигателя 1,0 литра

5000

1327

1592

1250

1924

1250

3318

10 000

2500

3000

2500

3500

2500

3318

Объем двигателя 1,5 литра

5000

2389

2886

1250

2886

1250

5374

10 000

2500

3000

2500

3500

2500

5374

20 000

5000

6000

5000

7000

5000

5374

Объем двигателя 3,0 литра

10 000

7166

8559

2500

8559

2500

15 924

20 000

7166

8559

5000

8559

5000

15 924

50 000

12 500

15 000

12 500

17 500

12 500

15 924